Неэффективность системы саморегулирования в строительной отрасли побудила депутатов Государственной Думы к решительным действиям. По их оценке, СРО не справились с задачей создания действенной системы внутреннего контроля, что требует государственного вмешательства и установления новых регулятивных норм. В связи с этим парламентарии инициировали поправки в Градостроительный кодекс РФ, направленные на усиление государственного надзора. Механизм отбора строительных компаний через СРО показал свою несостоятельность и не отвечает первоначально поставленным задачам. Ознакомиться с деталями предложенных изменений можно на официальном портале Государственной Думы, где размещен законопроект №779131-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/779131-8).
Депутаты выражают недовольство текущей ситуацией на рынке, где наблюдаются проблемы с качеством работ и несвоевременной сдачей объектов. Причина кроется в недостаточно эффективной работе саморегулируемых организаций (СРО).
Хотя СРО наделены существенными полномочиями, они неохотно ими пользуются. В частности, организации редко применяют своё право на установление дополнительных критериев отбора участников и неактивно исключают нарушителей из своих рядов. Более того, вместо разработки собственных повышенных стандартов, СРО ограничиваются базовыми законодательными требованиями к своим членам.
Такая пассивная позиция саморегуляторов вызывает серьёзную обеспокоенность законодателей, поскольку приводит к снижению общего уровня качества в отрасли и появлению недобросовестных подрядчиков.
Низкое качество услуг и несоблюдение профессиональных стандартов становятся острой проблемой из-за появления недобросовестных саморегулируемых организаций (СРО). Это противоречит государственным гарантиям защиты прав потребителей.
Депутаты видят решение в унификации требований к СРО через введение единых обязательных стандартов. Ответственность за разработку, внедрение и контроль этих норм планируется возложить на Национальные объединения. Именно эти структуры, занимающиеся формированием государственной политики в строительной отрасли, будут определять регламент работы и механизмы правового регулирования СРО.
Планируется упростить механизм исключения саморегулируемых организаций из реестра без обращения в суд. В новом законодательстве будут прописаны базовые положения, на основе которых СРО предстоит разработать собственную документацию. Ключевые аспекты включают критерии членства, регламент работы руководящих органов объединений, а также систему дисциплинарных взысканий. Особое внимание уделяется основаниям для отклонения заявок на вступление и процедуре исключения участников. При этом национальные объединения получат полномочия рассылать обязательные для исполнения директивы.
При выборе СРО строительным компаниям следует проявлять особую внимательность, поскольку надежность саморегулируемой организации играет ключевую роль в их деятельности. Надзорные органы обязаны незамедлительно реагировать на заключение Национальной ассоциации о несоответствии СРО установленным критериям, не проводя дополнительных проверочных мероприятий. Основаниями для признания СРО несоответствующей могут послужить различные факторы: отклонение от установленного количества членов организации, недостаточный объем компенсационных фондов, а также для строительных СРО - отступление от территориального принципа функционирования.
Усиление надзора за профессионалами в реестре НРС приобретает новые формы. Теперь организации, проводящие экспертизу проектов и инженерных изысканий, а также органы строительного надзора и исполнительной власти обязаны информировать Национальные объединения о причинах негативных заключений.
Профессионалы, получившие отрицательные оценки своей работы, рискуют лишиться права занимать позиции ГИПа или ГАПа минимум на два года. Это произойдет после того, как Нацобъединения, проанализировав полученные уведомления о некачественной работе специалиста, примут решение об его исключении из национального реестра специалистов. Такая мера станет прямым следствием подтверждения фактов ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.
Планируется создание единой информационной системы, объединяющей данные Национального реестра специалистов и реестров саморегулируемых организаций. Новая правовая структура обеспечит точность и надежность информации в объединенной базе данных. При этом члены СРО обязаны своевременно информировать свою организацию обо всех изменениях в договорных отношениях - от заключения до завершения контрактов. В свою очередь, специалисты, включенные в НРС, должны извещать Национальное объединение при смене места работы. Благодаря интеграции реестров заказчики получат удобный инструмент для комплексной оценки подрядчиков, включая анализ их профессионального состава, квалификации и репутации на рынке.
В ближайшее время ожидается окончательное утверждение поправок к Градостроительному кодексу РФ. Хотя процедура получения членства в саморегулируемых организациях сейчас отработана до мелочей, рекомендуется не откладывать вступление в СРО. Это связано с тем, что законопроект может дополниться новыми требованиями, которые сделают процесс вхождения в СРО более сложным для кандидатов.